НА КУХНЕ

ОБЗОР РЫНКА. Выжать все соки! Чтобы разглядеть…


Действительно – а какие изъяны есть у соковой продукции, которая реализуется на белорусском рынке? Можно ли не допустить фальсификаты, когда необходимые методы обнаружения пока лишь в разработке? Сдадутся ли соки под напором фрешей? В НПЦ НАН Беларуси по продовольствию, во время Дня качества соковой продукции (на снимке), академические ученые, представители Госстандарта, «Белгоспищепрома», Минздрава, отечественные производители и экспортеры соковой продукции углубились в проблематику технического регулирования ее качества, идентификации и подтверждения подлинности.

Прыгнем выше головы?

Как отметили специалисты, сейчас решаются задачи дальнейшего повышения качества выпускаемой продукции белорусскими предприятиями, наращивания ими экспортных поставок, освоения новых видов продукции, использования современных тары, упаковки и т.д.

– Это особенно важно в Год качества и является непременным условием повышения продовольственной безопасности страны в целом, – акцентировал, открывая дискуссию, заместитель генерального директора по научной и инновационной работе НПЦ по продовольствию, к.т.н. Дмитрий ЗАЙЧЕНКО. – Качество среди главных приоритетов еще и потому, что нужно поддерживать постоянно растущую популярность бренда «Сделано в Беларуси». Президент Беларуси справедливо отметил недавно, что в плане качества мы в этом году должны превзойти достигнутое раньше. На производствах по выпуску соковой продукции – в том числе.

Над чем же сейчас работает наука совместно с производственниками? Д. Зайченко обозначил основные акценты, среди которых соотношение «цена – качество», внедрение новых видов продукции в современной упаковке, техническое переоснащение производств, повышение мотивации сотрудников, персонала, курс на использование энергоэффективных технологий в процессах производства и т.п.

К слову, креативных и успешных отечественных производителей поощряют регулярно. Есть смысл, к примеру, начать бороться за обладание новым государственным «Знаком качества», недавно утвержденным в нашей стране. Кроме того, и в текущем году НПЦ по продовольствию приглашает поучаствовать в традиционном и ставшем уже популярным, престижном конкурсе «Хрустальное яблоко».

Есть лазейки…

«Мы должны контролировать качество не только отечественной соковой продукции, но импортируемой тоже, чем и занимаемся, хотя нарушения, проблемные вопросы в данном сегменте рынка все еще имеются», – подчеркнул Д. Зайченко.

Заместитель генерального директора НПЦ по продовольствию, к.т.н. Наталья КОМАРОВА в своем сообщении остановилась на проблеме идентификации как инструменте недопущения на рынок фальсифицированной продукции.

«К сожалению, пока некоторые недобросовестные производители ухитряются поставлять на прилавки магазинов соки сомнительного качества. Потому как есть еще лазейки, позволяющие фальсифицированной продукции попадать на рынок, – пояснила ученый. – Используя в первую очередь российский опыт (в частности, систему мониторинга, внедренную Союзом производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки), постараемся усилиями ученых нашего центра реализовать проект по созданию документа, который бы на законодательном уровне прописывал непосредственный алгоритм подтверждения подлинности соков. А следующим шагом будет мониторинг рынка: изучим ситуацию у производителей, станем более тесно с ними контактировать. Если все по проекту пойдет хорошо, то, думаю, уже к концу текущего года нам будет с чем выйти на ЕЭК – для возможных внесений изменений в нормативную базу, которая регулирует качество соковой продукции».

К слову, по итогам проведенного мероприятия перед НПЦ по продовольствию поставлена задача: разработать методологию оценки подлинности соковой продукции и внести процедуру в технические регламенты Евразийского экономического союза. Так что – придется выполнять!

Кто-то без смузи уж и не проживет

Но как, при всем при этом, обстоит дело с потреблением соков и сокосодержащих напитков на мировом рынке? Возможно ли, что они станут с течением времени менее востребованы? И если так, то в нужном ли направлении мы сейчас продвигаемся? Главный технолог управления по производству продуктов питания концерна «Белгоспищепром» Юлия АЛЬХОВСКАЯ рассказала, что:

– На сегодня динамика развития мирового рынка в этом сегменте отмечена двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, развивающиеся страны наращивают потребление соков как эффективного источника витаминов и других полезных веществ. А в развитых, с высокими доходами населения, с другой стороны – отказываются от традиционных массовых соков. Там начинают активно отвоевывать рыночные ниши фреши, смузи, а также продукция, приготовленная с использованием органического сырья.

Вместе с тем, пока на планете самым продаваемым соком остается апельсиновый. Его реализуется до трети от общего объема всей соковой продукции. Это биржевой товар. Второе место – за яблочным (с 15%), свои приметные ниши также занимают различные фруктовые миксы. Доля же остальных соков сравнительно невелика.

– Прогнозируется, что в следующую пятилетку среднегодовой темп роста рынка фруктовых и овощных соков составит порядка 5%, – поделилась Ю. Альховская. – При этом ключевые игроки сосредотачивают свои усилия на разработке инновационных продуктов, чтобы удовлетворить запросы потребителей. В частности, все более популярными становятся мировые технологии с использованием холодного отжима сока – медленно, без нагревания. Это позволяет сохранить все витамины и минералы в течение 72 часов после приготовления.

Исторический максимум

На белорусском рынке сейчас лидирующее положение с 62% – за соковой продукцией. Данная цифра остается более-менее стабильной в течение последних лет. Всего на данный момент такую продукцию выпускают 25 предприятий и организаций. Суммарные специализированные мощности составляют ориентировочно 200 тыс. т в год.

Любопытно, что в прошлом году объем выпуска соков в Беларуси достиг исторического максимума – 142 тыс. т, с ростом к 2022 году – 112%. Но белорусским производителям приходится выдерживать достаточно серьезную конкуренцию, поскольку на нашем рынке хватает российских соков, а также продукции из других стран.

– У белорусского потребителя овощные соки и нектары еще не слишком популярны, – акцентировала Ю. Альховская. – По всей видимости, для покупателя фактор полезности для здоровья на данный момент еще не является доминирующим. А среди фруктовых – неизменно востребованными остаются яблочные соки и нектары, а также томатные соки, напитки. Всего в РБ производится более 100 наименований соковой продукции, линейки постоянно пополняются, расширяются. Например, за счет соков прямого отжима или с мякотью, которые изготавливаются в основном из яблок в купажах с культурными, дикорастущими ягодами, другими плодами.

Морковь, сок березы – еще одни традиционные для нашей промышленности источники сырья. Недавно начато производство березового сока с пониженным содержанием сахара. Березовый сок по-белорусски, кроме всего прочего, – экспортный товар. Его давно поставляют в Россию и Казахстан, а с этого года – еще и в Германию, Болгарию. (С 2023-го – в Китай).

26%, которые нужно бы занять?

Общий объем потребности в соках на отечественном рынке по году – 135 тыс. т. По словам Ю. Альховской, сейчас на 74% обеспечивается за счет белорусского производства. Для сравнения: еще в 2020-м эта цифра была – 57%. На любой вкус, в разной упаковке – вроде бы, наши промышленники научились предлагать рынку качественный, вкусный и конкурентоспособный товар. Однако…

– Не очень понятно, почему эти самые 26% импорта не могут быть замещены нашими производителями? – порассуждала Ю. Альховская. – Пока можно наблюдать, как много дешевого российского сока представлено на полках некоторых торговых сетей. И даже, что еще больше настораживает, при проведении тендеров для школьного питания победителями становятся те же производители из страны-соседки. Да, у них меньше цена, но, возможно, стоит приглядеться повнимательнее к качеству?

Почему российские соки дешевле белорусских? Эксперты полагают, что конкуренты берут свое за счет несоизмеримо больших объемов производства, меньшей стоимости сырья, большей доступности энергоресурсов и т.д.

– К сожалению, на сегодня поймать за руку нечестных производителей, предлагающих фальсификаты, мы не можем, – подтвердила и представитель концерна «Белгоспищепром». – Вся надежда на НПЦ по продовольствию. В этом плане помощь ученых будет как нельзя кстати.

Экспорт под вопросом

И еще один важный нюанс, влияющий уже не на импорт, а на экспортный потенциал белорусских производителей соковой продукции. Речь идет про необходимость маркировки таких товаров идентификационными знаками.

– Введение на территории нашей республики маркировки идентификационными знаками вместо унифицированных контрольных планируется с 1 октября 2024 года, – проинформировала Ю. Альховская. – Мы, со своей стороны, просим отнести дату введения на более поздние сроки, хотя бы на 1 января 2025-го. Поскольку к таким переменам наши производители не готовы – нужно ведь обзаводиться специальным оборудованием, что является, понятно, делом затратным. Пока реакции на наше предложение нет – но продолжаем работать.

Как бы то ни было, а с 1 июня текущего года белорусские экспортеры соков в РФ уже не смогли отгружать продукцию, которая не маркирована идентификационными знаками.

К слову, чуть раньше с такой же проблемой столкнулись белорусские молочники. Но им подсобило государство – с помощью льготных кредитов. Но производители соков, наверное, не настолько важны, чтобы и им помочь?..

Фото AGROLIVE.by


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Алексей МЕЛЕЩЕНЯ, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по земледелию:

– К сожалению, белорусское рапсовое масло дороже, чем аналогичный российский продукт. Можно задаться резонным вопросом: а почему так? Ведь наше государство активно поддерживает и сырьевиков, и переработчиков? Но проблема в том, что пытаемся конкурировать наравне с аграриями, располагающими высокопродуктивными чернозёмами. Да, россияне порой не сильно заботятся про повышение плодородия почв, но все равно, даже с учетом истощения чернозёмов, на них урожайность маслосемян рапса получается выше. А отсюда и меньшая цена по рынку на сырье.

ЦИФРА

9,9 млн. рублей

планируется вложить в 2024-2025 годах в хлебопекарную отрасль Беларуси. Об этом сообщил официальный сайт Минсельхозпрода РБ.

ГЛАС(З) НАРОДА

Нарочь попала в число лучших озер на постсоветском пространстве

Российские туроператоры отмечают возросший спрос на путешествия в республики бывшего СССР. Летом активно выбирают озера, совмещая визит туда с каким-нибудь видом отдыха. Названы и лучшие озера на постсоветском пространстве. Так, Нарочь ценят за чистую воду и хвойный лес рядом, а Севан, что в Армении, – за божественные виды.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)