ЛИЦА

Яков ЯРОЦКИЙ: «Кандалы на мозгах полностью подавили предприимчивость, инициативу белорусского агрария…»


Какое «самочувствие» – реальное, не приглаженное флёром официальной пропаганды – нынче у белорусского АПК? Почему техническое и технологическое перевооружение отрасли не обеспечивает в полной мере получения экономически выгодной сельхозпродукции в первую очередь для внутреннего рынка? Зачем аграрному сектору кадры-мехатроники, и настроена ли отечественная система образования на их выпуск? Об этом – эксклюзивное интервью шеф-редактора www.agrolive.by Инны ГАРМЕЛЬ с Яковом ЯРОЦКИМ (на снимке), директором Учебного центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Могилевского облсельхозпрода.

– Яков Устинович, меня лично противоречивые чувства одолевают, когда раздумываю о современном состоянии белорусского АПК. С одной стороны, действительность – тревожная, но с другой – что-то ведь и делается?

– Делается многое. За последние 10-15 лет мы осуществили серьезный рывок в техническом и технологическом перевооружении – как земледелия, так и животноводства. Вложены большие государственные деньги. И не заставил себя долго ждать ответ на эти вложения: объем валовой сельскохозяйственной продукции вырос в разы. Если раньше в Беларуси была урожайность зерновых в 18-20 центнеров на круг, то сегодня выходим на среднереспубликанский уровень в 37 ц/га. А отдельные хозяйства показывают урожайность рекордную, сравнимую с лучшими зарубежными достижениями. Правда, есть одно «но»: насколько полно используется заложенный в приобретенную высокопроизводительную технику технологический потенциал?..

– …А это уже напрямую зависит от того, кто эксплуатирует технику?

Не совсем так, это – слишком упрощенный взгляд на вещи. Дело вот в чем. Если у нас техника более совершенная, мощная, высокопроизводительная, и, при этом, растет урожайность, то, по законам экономической теории, производимая продукция должна обходиться дешевле. А в условиях Беларуси получается… всё наоборот! Сельхозпродукция в РБ дорожает и, к сожалению, цены «не планируют» снижаться. Не случайно ведь вышел Президентский Указ № 78, который обязывает снизить себестоимость продукции на 25 %.

– Это – разве реально в условиях аграрного сектора Беларуси? Не думаю, что удастся что-то изменить при сохранении нынешней системы управления в отрасли…

– Загвоздка, на мой взгляд, в другом. Изначальный посыл, заложенный в указ, не совсем верен. Если бы в документе было прописано, что надо снизить – и к этому делу были, образно выражаясь, «пристегнуты» все, кто сегодня пьет молоко, кушает хлеб и так далее. Тогда выполнение задачи выглядело бы реальным. Ну, а когда все спускается «вниз» и концентрируется только на рядовом хлеборобе, животноводе, только от них ждем некой панацеи в виде снижения себестоимости… Боюсь, не дождемся!

Ведь нужно смотреть: коль после таких огромных вложений цена получаемой продукции ползет вверх, вразрез с законами экономической теории, есть же какая-то тому причина? Вот я и задаюсь сложными вопросами: в полной ли мере задействуем технические, технологические преимущества после переоснащения отрасли? Каков теперь КПД функционала? К сожалению, должен констатировать: нет, далеко не в полной мере раскрыт этот потенциал!

– В чем тут закавыка?

Безусловно, изменить природно-климатические, географические условия не можем. Живем там, где живем, здесь же ведем процесс сельхозпроизводства. Однако, его-то наполняет содержанием человек. Если говорить о технике, грамотной, эффективной ее эксплуатации, то, конечно, можем найти крайнего. Рабочего человека, скажем. Но ведь выше него стоит руководитель, потом – руководитель, который еще главнее, так? Затем – наука и так далее. Каждым ли звеном, уровнем раскрывается потенциал? Вот в чем вопрос!

Что на низовом уровне, все-таки?

– На сегодняшний день в плане непосредственной эксплуатации технических средств – требуются работники высочайшей квалификации! Ведь содержание труда, в связи с поступлением высокопроизводительной техники, резко изменилось. Агрегат стал не только более мощным по потребляемой энергии, но и более комплексным, комбинированным, «умным», с точки зрения управления процессом. Но управлять должен по-прежнему человек. Но получается ли это?

Увы, можно привести массу примеров, когда львиная доля функций, заложенных в современную технику, попросту не задействовано. И не используется она не по вине оператора – то ли это механизатор, то ли оператор машинного доения. Не задействована – из-за того, что на уровне получения квалификации, соответствующего образования далеко не все решено. Как говорил небезызвестный персонаж: «Зри в корень»!

– Нужно анализировать опыт тех стран, которые находятся на более высокой, по сравнению с нами, ступеньке развития?

– В том числе. Например, когда-то говорили так: Германию сделали фельдфебель и учитель. Первый – наводил порядок, а второй – учил. И до сих пор эта система успешно работает в немецких реалиях. Возьмем наш аспект обучения. Опыт – дорогой учитель, но никто не научит лучше него! Учеба должна завершаться не получением корочек, а приобретением профессиональных навыков. За рубежом сегодня, к слову, популярно течение, девиз которого: «Преобразуем мир не силой оружия, а силой навыков!» Реальным воплощением этого лозунга является конкурс World Skills. Его название так и переводится: «мир навыков».

Впервые был проведен в 1946 году в Испании, после войны, когда нужно было поднимать промышленность. И все вдруг обнаружили, что хороших кадров – дефицит. А как привлечь толковых людей в рабочие профессии? Надо популяризировать, поднимать на щит соответствующие специальности! В том числе – на конкурсе выделять лучших.

На сегодняшний день в этом международном движении участвует 76 стран. Беларусь присоединилась в 2014 году. А в 2015-м – некоторые конкурсанты, победители нашего республиканского соревнования, участвовали в международном состязании World Skills. Оно прошло в бразильском Сан-Паулу. Белорусы оттуда привезли медали разных достоинств, но в основном это были представители профессий из сферы обслуживания – парикмахеры, кондитеры и так далее. Там же, в Сан-Паулу, было принято решение: следующий всемирный конкурс пройдет в Абу-Даби (ОАЭ) в 2017 году. И в 2019-м, уже очередной, – в Казани (РФ). Для того, чтобы отправлять белорусов замахиваться на мировые лавры, надо организовывать конкурсы на уровне предприятий, регионов, республики. В 2016-м, в мае, к слову, прошел республиканский конкурс, где должны были соревноваться участники в 36 номинациях (профессиях)…

Среди них были представители аграриев?

Только одна номинация изначально заявлялась, называлась она «Обслуживание сельскохозяйственных машин», однако… По итогам конкурса получилось, что состязались участники в тридцати номинациях, среди которые, к великому сожалению, не оказалось той самой единственной аграрной. Она была снята из-за неподготовленности, то есть непредоставления нужного оборудования. Оператор конкурса, Республиканский институт профессионального образования (РИПО), обращался в Минсельхозпрод, «Белагросервис», на Белорусскую МИС, но каким-то образом оборудование не удалось собрать, и конкурс в данной номинации не провели.

Удручает, что среди обилия профессий, на фоне серьезных технических и технологических подвижек, в белорусском сельском хозяйстве до сего дня не выделены основополагающие профессии, специальности. Нет определенности в этом вопросе! Например, на современном роботизированном МТК и вовсе нет уже такой специальности, как оператор машинного доения, по сути. Всё делают роботы. Но обслуживает-то комплекс человек-мехатроник. И это уже – новая специальность для АПК!

– А какое бы Вы дали определение представителям этой специальности?

– Мехатроник – человек, который в состоянии обслуживать автоматизированное, электризованное оборудование. Могу назвать более десятка очень важных профессий в современном агросекторе Беларуси, где срочным образом нужно резко повышать уровень квалификации кадров. Иначе раскрыть в полной мере технический, технологический потенциал мы просто не сможем. И будем продолжать достигать валовых высот, объемов и так далее по сельхозпродукции, но она будет стоить всё дороже и дороже…

– Но кто в ответе за, если так можно выразиться, «легализацию» мехатроников – их качественную профессиональную подготовку, более широкое внедрение в практическое сельхозпроизводство?

— Вы верно подметили, что как таковая замена прежних кадров на мехатроников уже идет на практике. Наука, образование, отраслевое министерство – все эти звенья должны быть заинтересованы в наличии профессиональных кадров последнего поколения, не так ли? Есть и другой вопрос. Чтобы хотя бы поучаствовать в том же конкурсе World Skills, согласно международным нормам, нужно создать регламент на определенную профессию, задать требования, поставить задачи и так далее. Ведь в данном конкурсе могут участвовать не только учащиеся лицеев, ПТУ, но и привлекаться работники с производств (возрастом до 25 лет). Посему важно правильно сформулировать задания, чтобы вопросы, включенные в этот конкурс, изучались в системе образования.

К сожалению, сегодня такого включения этих вопросов в учебные программы не наблюдается. В результате – учебное заведение не может представить участника, который не обучался соответствующим навыкам.

Учебные программы на данный момент упускают из виду мехатроников?

— Да, несомненно! Учебные программы у нас пора приводить в соответствие с международными стандартами. Особенно, если вопрос касается этого всемирного конкурса, называемого еще олимпиадой рабочих рук.

Как же человеку обрести необходимые навыки?

— Китайцы говорят: расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать – и это останется со мной навсегда. В обучении практический этап является основополагающим. Мы сегодня много декларируем: дескать, занимаемся практико-ориентированным обучением. Только, к большому сожалению, когда специалист приходит на производство, он смутно представляет, что должен делать, подходя к тому или иному оборудованию.

Когда-то, еще в советское время, было принято такое решение: при создании новой техники учебные заведения, на условиях временного хранения, могли получать от предприятий образцы. Но в нынешних белорусских условиях нереально вот так обеспечить каждый лицей или колледж новыми машинами, агрегатами.

Где выход?

— Мир перешел на другой метод: вместо полноразмерной модели машины разрабатывается тренажер-симулятор. Функции его таковы, что, сидя за столом, можно в любое время отрабатывать механизм действия, по сути – осваивать машину или агрегат. Процесс этот компьютеризирован, и на мониторе четко видны, к примеру, поле, борозда. Вы можете отслеживать ваши же действия – всё, как на реальном производственном объекте!

– За чем же дело стало?

– На сегодняшний день никто в республике так и не озаботился выпуском тренажеров-симуляторов. На всю республику только в нашем учебном центре – 4 тренажера. Их удалось выпросить у иностранных компаний, торгующих сегодня у нас импортной сельхозтехникой. Четыре тренажера позволяют осваивать работу на опрыскивателе, посевном агрегате, управление гидронавесной системой трактора и автоматическое вождение. На весь наш центр, да еще и на соседей из БГСХА, всего имеется только 6 тренажеров…

– Но этого явно мало?!

— Ничтожно мало! Вопрос отработки управления техникой, вообще, – непростой. Даже сидя за тренажером, человек рабочей профессии первое время просто боится выполнять манипуляции, нажимать на соответствующие кнопки. Только через 4-5 часов начинает потихоньку осваиваться. Навыки приобретать – нелегкая задача, но без нее дальше нельзя. Ведь, придя на реальный объект, не в учебные условия, уже поздно осваивать – нужно РАБОТАТЬ! И не факт, что в противном случае человек что-то там не повредит, не выведет из строя дорогостоящий агрегат. На тренажере, кстати, такого произойти не может в принципе. Программа сразу же подскажет, что делается неверный шаг.

Мои предложения таковы. Во-первых, в продвижении тренажеров-симуляторов в первую очередь должно быть заинтересовано Министерство образования. Во-вторых, реагировать на возможную инициативу Минобра должен Совмин.

Очевидно, необхожимо правительственное решение. Его суть: любое предприятие, заявившее о выпуске техники, должно разрабатывать на эту технику тренажеры! Если не для широкой продажи, то, как минимум, для оснащения своих же учебных центров, лабораторий и так далее. Тренажеры должны там стоять, чтобы можно было приглашать людей и обучать их.

Допустим, тот же МТЗ сделает подобный тренажер-симулятор. Уверяю: его сегодня купит любое учебное заведение, даже из системы среднего образования, поскольку сегодня в школы возвращаются профильные классы. Я уже не говоряю о лицеях, колледжах, вузах, там подобные тренажеры остро необходимы.

К слову, московские медицинские вузы сейчас уже имеют настолько совершенные муляжи человеческих организмов, что выполняемые на нем манипуляции практически ничем не отличаются от операций в реальных условиях больницы!

Ясно, что аграрный сектор не должен отставать в этом вопросе…

— Крайне необходимо в Беларуси такое оснащение, оно назрело! Жаль, правда, что, когда начинаешь растолковывать пользу подобных новаций, люди из агросферы в большинстве своем не воспринимают сказанное всерьез. Не понимают всей важности этого момента.

Возможно, потому, что на себе не прочувствовали?

— Совершенно верно!

Яков Устинович, выходит, качество профессиональной подготовки кадров рабочих профессий напрямую влияет на себестоимость, цену того аграрного продукта, который мы получаем?

— Да, я бы так сказал. Кроме того, есть и другие немаловажные моменты. Например, само состояние образовательного пространства в стране. В Англии, скажем, из общего количества обучающихся кадры массовых профессий составляют 64 %. В Южной Корее – все 86 %. Остальные кадры готовятся с высшим образованием. А в Беларуси? Кадры массовых профессий занимают примерно 36 %. Остальные – дипломированные специалисты. Они нужны нам в таком количестве?!

Не нужны, и об этом уже явно сигнализирует рынок труда! Но чем, вообще, грозит подобный дисбаланс?

— Девальвацией образования. Ведь, в сущности, готовим сегодня никому не нужные кадры, тратим на это, в том числе, средства госбюджета. Насоздавали много модных профессий, но нет ни высокого качества работы от потенциального сотрудника, ни места работы для него. И человек уходит в никуда. Ситуация нынче такова, что практически отсутствует конкурс в любой вуз. В аграрный – тем более, туда не поступает только ленивый или совсем уж безразличный к наличию диплома.

Преподаватели вузов отмечают: из группы в 20-25 набранных абитуриентов дай бог, чтоб “наскреблось” 5-6, с которыми можно работать. На уровне получения высшего образования работать! Остальные – невосприимчивы, неготовы, не имеют надежного базового, школьного, образования, чтобы грызть гранит науки в стенах вуза.

А почему же вузы берут таких абитуриентов? Некий замкнутый круг: есть штаты преподавательские , объемы набора планово доводятся, а если сократить наборы, то куда девать людей?!

— Эту проблему рано или поздно придется решать, никуда не денемся.

Реально ли этих 20 невосприимчивых, но худо-бедно получивших свои дипломы – оперативно переориентировать на рабочие профессии?

— Почему бы и нет? Дело в том, что в странах с высоким уровнем технологического развития человек рабочей профессии обладает уровнем знаний не ниже вузовского, а где-то и выше. Сегодня даже в нашей системе вакансии рабочих профессий занимаются людьми со средне-специальным образованием. На роботизированных животноводческих комплексах, к примеру. Некоторые обладатели дипломов вузов вынуждены самостоятельно идти на переобучение или дополнительное получение рабочей специальности. Ибо только так они могут работать и зарабатывать приличные деньги. Именно с такими уровнями образованиями – после колледжа, вуза – должен быть человек, выполняющий сложный технологический процесс в том же сельском хозяйстве. Для сравнения: раньше примерно на таком же производственном участке мог справиться и простой рабочий, без образования.

То есть, Вы не видите большой беды в том, что, допустим, на свинокомплексе современном будет трудиться оператором дипломированный ветеринар или зоотехник? С другой стороны, если львиная доля дипломированных “спецов” пойдет в рабочие, не обострится ли еще больше дефицит главных специалистов в хозяйствах? Где брать их будем?

— Не вижу большой беды, да. И, потом, как – где брать? Раньше такого количества дипломированных специалистов-аграриев не выпускалось, не было настолько очевидной диспропорции на рынке аграрного труда. По-моему, сегодня нужно сокращать этот излишне раздутый выпуск, оставлять примерно четвертую часть – и ничего, поверьте, кардинальным образом не ухудшится. Зато в рабочие профессии пойдут толковые люди, их будет больше, выбор на рынке труда станет обширнее.

Нужно, при этом, изменить характер обучения. Труд мехатроника сегодня – уже интеллектуально наполнен! Автоматизация, роботизация процессов, электроника – везде и всюду… Просто крутить баранку трактора или дергать за коровьи соски не получится!

Ничего страшного от грамотного перетекания дипломированных кдаров в сферу рабочих специальностей не случится. Параллельно поднимется и престиж, и квалификационный уровень высшего образования. Оно перестанет быть, как теперь, доступно всем и каждому. Так не должно быть! Ведь сегодня люди с дипломами далеко не всегда выполняют функции, которые на них налагает наличие высшего образования! А это, напомню, – генерирование новых идей, продвижение вперед, как в своей сфере, так и в экономике страны в целом…

Как послушаешь, так у нас везде все и всюду – на “современном высочайшем” уровне? Вроде, и проблем никаких нет? И двигать дальше ничего не нужно?

— Да, и в газетах, и по телевидению всячески педалируется такой посыл. Мало, ничтожно мало говорится о проблемах, в том числе застарелых. Редко кто рискует поднимать такие “аполитичные ” вопросы. А их надо поднимать! И это будет не подрыв государственных устоев, а первый шаг на пути решения тех проблем, разобравшись с которыми, сделаем свое государство более мощным, созидающим, устремленным в будущее. Нужно набраться, однако, мужества, чтобы говорить не так, “как надо”, а так, как есть. И проблема с кадрами рабочих профессий – одно из серьезных упущений на государственном уровне, про которое особо нигде не слышно.

И как лучше решать эту проблему? Возможно, нужен некий нормативный акт?

— Если появится соответствующее постановление Совмина, о котором мы говорили выше, то польза ощутимая будет, уверен! Да, Министерство образования могло бы выступить инициатором. Но и Минсельхозпрод, основной “потребитель” аграрных кадров, должен проявлять бОльшую заинтересованность. Понятно, что обстановка сейчас в отрасли сложная, не хватает ресурсов и так далее. Но откладывание с решением кадровой проблемы только усугубляет ее остроту.

Как и в целом – прокрастинация по части решения проблемы с огромными долгами в АПК Беларуси? Ведь состоянии экономики отрасли остается вовсе не радужным?

— 140 триллионов неденоминированных рублей на середину 2016-го составляли всевозможныедолговые и прочие обязательства белорусских хозяйств. Вдумайтесь в эту цифру! Это ведь можно продать всё с потрохами, и еще не хватит рассчитаться?! Можно, при этом, что угодно говорить – и сколько молока, мяса, зерна производим, и сколько экспортируем. Вот только денег ни у кого нет. Только долги, по сути.

А что такое долги? Это кандалы на ногах, руках и, в конечном счете, на мозгах! Потому что, если человек хочет ничего не делать, он может просто сказать: “Ай, у меня ж денег нет…” Полностью подавлена этими кандалами на мозгах иницитива белорусского агрария, предприимчивость его – на нуле. И, что самое страшное, – исчезла мотивация!

И зачем тогда победные реляции с экспортных “фронтов” и прочая словесная шелуха?

— Это инерция. Но ее нужно преодолевать. В том числе и такими публикациями, как это интервью, которое, надеюсь, найдет отклик на самых разных уровнях. Ведь, при всей сложности ситуации, остаются еще люди, которым не все равно, которые не мирятся с таким положением вещей. Стремятся что-то сделать…

Тема управления в АПК, в том числе, нуждается в модернизации. Это не отрицается уже даже самими управленцами. Но как ее осуществлять?

— Да, углубления в проблему не наблюдается. Нет поиска. Многое на словах, а на деле?.. Слышим периодически об экономике знаний. Но продолжаем делать ту же сельхозтехнику по импортным образцам. Но ведь те выполнены на высочайшем уровне. Это – раз. И мы же не покупаем для современных машин зарубежного оператора-мехатроника – это два. Сажаем за руль своего, а он не такой, как заграничный коллега. Вот и не удается раскрыть полностью потенциал дорогостоящей техники, на закуп которой тратится немало средств.

Большое спасибо, уважаемый Яков Устинович, за обстоятельный проблемный разговор!

— Мое глубокое убеждение – такие непростые размышления нужно озвучивать. Очевидно: замалчивание в прессе, электронных СМИ проблемных вопросов по высокой затратности, кадровым недочетам в АПК Беларуси – не на пользу в целом стране…

Беседовала Инна ГАРМЕЛЬ

Фото agroliveby.by


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)