ГЛАС(З) НАРОДА

Елена СПИРИДОНОВА: «Неужели государство нас не поддержит?!»


В трудные времена единомышленники объединяются. Не так давно в Республиканский союза туристических организаций (РСТО) вступило предприятие «Славутасць». Сегодня это – значительный игрок на рынке сувенирной продукции Беларуси. Что сейчас происходит с организацией, объединяющей более тысячи ремесленников? Как переживают кризис в туризме люди, которые снабжают сувенирами всю страну, сохраняют аутентичные традиции Беларуси? Об этом беседуем с искусствоведом, директором предприятия «Славутасць» Еленой СПИРИДОНОВОЙ (на снимке).

– Елена Александровна, для начала немного истории. С чего все начиналось?

– В 2019 году «Славутасць» отпраздновала свое 25-летие. Сначала мы были мастерской, нас было всего трое, но дело, как говорится, пошло. В тот год – 1992-й – Фонд «Детям Чернобыля», который возглавлял Геннадий ГРУШЕВОЙ, созвал первый съезд «Мир после Чернобыля». Нашей задачей было представить прикладное искусство Беларуси. Но было очень мало сил, и мы начали собирать мастеров по всей стране. Кстати, все, кто участвовал в том проекте, работают с нами до сих пор.

Съезд прошел очень успешно, мы осуществили задуманное и одновременно поняли, что в Беларуси есть огромное количество удивительных людей, которые любят прикладное творчество, занимаются им и готовы сохранять традиции... А, между прочим, сувениров в те годы в Беларуси – почти и не было.

– Как в последующем развивалась история предприятия?  

– В 1994 году нам выделили помещение в концертном зале «Минск», и там мы открыли первую в стране галерею Национального декоративного прикладного искусства. В то время организация уже объединяла, наверное, человек 200.  В 2007 году мэр Минска Михаил ПАВЛОВ выделил нам помещение по адресу Богдановича, 21, где мы сейчас и находимся.

Кроме того, до последнего времени нам принадлежала галерея «Славутыя майстры», открытая в 2000 году в Троицком предместье. Сейчас, к сожалению, галерея закрывается – мы не в силах платить аренду! Конечно, жаль терять такое место.

До сих пор в «Славутых майстрах» стоит гончарный круг. С 2002 года мы проводили в галерее свадебные обряды в аутентичной белорусской традиции. Мы восстановили не региональный свадебный обряд, а общебелорусский.  Молодоженам всегда очень нравилось это действо. Это интересно, познавательно. Какой ручник положить под ноги молодым? А на каком – подать хлеб-соль? И почему именно так, а не по-другому? Что при этом должны делать родители жениха и невесты? Почему невесту вносили в дом на руках? Почему усаживали на сундук? Зачем невеста ткала пояс и подвязывала жениху рубаху? Аттракция отвечала на все эти вопросы. В конце обряда гончар брал кусочек глины, разрезал его пополам, на каждой половинке молодые писали свои имена, мастер символически их соединял, и на гончарном круге прямо при молодых делал какую-то форму – горшочек для меда, к примеру. И молодожены могли написать на еще влажной глине самые сокровенные слова признаний.

Все это было, все это мы делали! Но сейчас закрываем эту галерею, и   больше не сможем проводить в Минске такой красивый обряд. Мы вынуждены были закрыть нашу точку на железнодорожном вокзале столицы. То есть на сегодняшний день у нас остается только одно помещение – на Богдановича, 21.

– Что сейчас можно увидеть в вашей галерее?

– Работы мастеров, в которых – изюминка белорусского прикладного искусства. В то же время нельзя сказать, что у нас можно приобрести образцы сугубо традиционного искусства – гончарные изделия или, к примеру, берестяные туеса, тканые пояса. Да, мы придерживаемся основ традиционного искусства, но предлагаем уже современные вещи, которые турист может привезти только из Беларуси.

– Какие именно?

– Допустим, образцы гомельской школы скани. Это, по сути, шедевры. Несколько работ, выполненных в этой технике, есть даже у Папы Римского. Президент ехал в Ватикан, и надо было вручить что-то эксклюзивное. Мастер В. ТЕСЛЯ сделал миниатюрную карету в традициях школы гомельской скани. Глава государства вручал эту карету Папе Римскому как реплику кареты, которая находится в музее Ватикана. И сейчас изделие белорусского мастера также можно видеть в ватиканских экспозициях.

– То есть вы не только реализуете в галерее готовые сувениры, но и делаете подарки на заказ?

– Да, мы немножко странное место – что-то среднее между сувенирным магазином, который можно найти в любой стране мира, и арт-галереей. Безусловно, выполняем много заказов на сувенирную продукцию – для организаций, делегаций. Но есть и просто сувенирка для продажи – шапки, ручки, тарелки, магниты и так далее.

При этом на стеллажах и полках вы можете видеть много эксклюзивных изделий. К примеру, книги в коже, сделанные Анатолием ЗЕЛЬБЕРГОМ – внуком переплетчика, который работал на гродненской фабрике в дореволюционные времена. Представлена у нас и могилевская школа соломоплетения.

В 90-е был всплеск интереса к соломке, сейчас он поутих. А в 2006 году в Беларуси проходил фестиваль мастеров соломки со всего мира. И когда специалисты походили по нашим мастерским, они сказали, что белорусская соломка – бриллиант номер один в мире! Такого виртуозного плетения, как тогда у нас, нигде не было.

Белорусские мастера поехали за границу, к нам также приезжали специалисты на мастер-классы. Благодаря Л. ГЛАВАЦКОЙ, Т. КИЗЕЕВОЙ, Т. РАЗИНСКОЙ соломка превратилась в ювелирные украшения. Сережки, браслетики, кулоны из соломки – уникальные образцы, изумительная работа! Представлено много штучных изделий, которые составляют гордость прикладного искусства Беларуси.

– Все, кто занимается хэнд мэйдом, считают за честь присоединиться к «Славутасці»?

– У нас сейчас больше тысячи мастеров, при этом около двухсот – это золотой фонд, который я не отдам никому и никогда. Остальные – это люди, которым нравится прикладное творчество, но они преподаватели в школах, занимаются разными видами деятельности по основной специальности, и у нас представлены только чуть-чуть.

– «Славутасць» помогает ремесленникам продавать продукцию?

– Да, прежде всего – это реализация. Потому что любой промысел не будет существовать, если нет продаж.  Обеспечиваем мастеров заказами. У нас есть сайт, инстаграм, принимаем заказы, существует огромная аудитория, с которой давно работаем – организации, предприятия. Скажем, надо директору фирмы подарок ручной работы. К нам приезжают сотрудники, рассказывают о человеке, придумываем идею, и наш мастер изготавливает подарок. Мы делаем штучные, адресные вещи. Я все время повторяю: «Славутасць» – не обычный магазин, мы воплощаем в материале впечатления о Беларуси!

– Можно ли сказать, что вы торгуете брендами Беларуси?

– Торгуем всем, что ассоциируется с Беларусью. Зависит от интересов посетителей. Кому-то нужно увидеть ШАГАЛА и МАЛЕВИЧА. А кому-то – пара магнитиков и что-нибудь с флагом Беларуси. Если посетителю нужен брелочек, то он берет свой сувенир и уходит. А если человек хочет получить информацию, то он заходит к нам и говорит: «У вас как в музее, но в музее нельзя потрогать». И мы с удовольствием и гордостью водим человека по залу.

– Слуцкие пояса – это часть бренда страны?

– Конечно! Хотя мы же знаем историю, откуда на самом деле пошли эти пояса: турки приехали в Украину, и оттуда Радзивиллы привезли пояса на наши земли. Но, безусловно, слуцкий пояс – часть нашей истории, годнасць нашей шляхты, белорусский бренд, который в свое время Екатерина II запретила носить шляхтичам – как символ протеста против захвата Россией наших территорий.

– Вышиванки пользуются спросом?

– Ими мы занимаемся лет пятнадцать – еще до всего этого бума. Две мастерицы, которые хранили эти традиции, уже, к сожалению, достаточно пожилые люди и перестали заниматься изготовлением народных рубашек. Причем они выполняли весь процесс от начала до конца – настоящий крой, вышивка и так далее. Но и сейчас есть люди, которые выполняют эту работу на очень достойном уровне.

Ведь вышиванка – это не просто рубаха с орнаментом, не просто одежда! Как-то я была во Франции в составе делегации, шла в национальном костюме по незнакомой улице и чувствовала, что у меня такая мощная защита. Я не боялась потеряться, чувствовала себя в абсолютной безопасности, хотя не знала ни города, ни языка.

– Иногда кажется, что мы свои сувениры и свою историю как-то скучно презентуем…

– Раньше одна из наших точек располагалась в историческом здании ХYII века. В интерьере были представлены рыцарские латы, реконструкция старинного оружия, щиты с геральдикой. Мы сделали аттракцию под названием «Шляхетны падарунак». Там работал мастер-керамист, проводились мастер-классы для школьников и гостей города. Пошили шляхетные костюмы – чтобы туристы могли в них фотографироваться (рядом был музей карет, и фото делали в соответствующей обстановке, что прибавляло посетителей в экспозицию).

Маленькое помещение, но аренда за два года материально нас истощила, и пришлось закрыть проект. Вообще, такие вещи не делаются за плату! Это – не бизнес! Это то, что нужно городу, туризму, стране. Мы же существуем для того, чтобы страна была привлекательной для туриста!

Нужно понимать: Минск, и, в целом, Беларусь – это не Париж, не Прага и не Львов. Нам обязательно нужны какие-то точки опоры для внутреннего и въездного туризма. Чтобы человеку захотелось вернуться. У нас нет таких памятников архитектуры, как в Париже, но мы можем точечно создавать такие городские структуры, аттракции, объекты, чтобы человек приехал, ахнул, а потом сказал всем своим знакомым – поезжайте в Минск, там интересно!

Я считаю: то, что мы делали на Троицкой набережной, 6, когда гончар работал прямо на виду у публики, – это было классно. Собиралась толпа, мы вытаскивали гончарный круг на крыльцо – людям это нравилось. Мы сотрудничали с коллекционером, который собирал самовары, он выставлял их на крыльцо, угощал людей чаем… Этот блеск самоваров – видный с Немиги – было все как шоу! Но мы закрываемся, не выдерживаем аренду. Сейчас мы оставили только помещение на Богдановича, 21, потому что надо было выбирать.

– Как белорусское законодательство помогало вам на протяжении этих 25 лет?

– В нашей истории было два ключевых момента, которые нас поддержали. Это, во-первых, когда ремесленникам позволили работать с минимальным налогом. И, во-вторых, – введение безвизового режима. Мы его чувствуем особенно, когда в городе проводятся спортивные мероприятия, конференции.

– Елена Александровна, а были в Беларуси золотые времена для ремесленников? Сувениры, в принципе, могут быть прибыльным делом?

– Я вспоминаю 90-е, когда к нам вдруг поехали туристы. Беларусь открылась для мира, и стала интересной зарубежным путешественникам – как необычная новая страна. В те годы некоторые мастера даже дома построили за счет своего ремесла. То есть хороший спрос на такие изделия был, и были, в целом, неплохие доходы. Но, по сути, откровенно «золотых» времен никогда не было – всегда было достаточно тяжело. Золотых гор мы никогда не видели, и, чтобы ни делали, никогда их не смогли бы получить. Это не то занятие, которое приносит шальные деньги. Это – аутентика, сохранение традиций! Но, конечно, такого упадка, который переживают белорусские ремесленники и сувенирка сейчас, никто не ожидал!

Тот же «Млын», который рассчитан больше на внутреннего потребителя, но, тем не менее, мастера готовились, закупали материалы – «Млына» не будет! В городе не было туристов на майские праздники!

А ведь 10 дней на Новый год, 10 дней осенью на ноябрьские праздники и 10 дней майских – нас реально поддерживали. И не только нас. На этом держались экскурсоводы, принимающие турфирмы. И вдруг – бабах! Армия людей, больше тысячи ремесленников, осталась без ничего. С марта нет продаж!

Туристов, понятное дело, нет – границы закрыты. Белорусы тоже стараются не ходить сейчас по магазинам. Наша специфика в том, что мы, в отличие от «Млына», всегда были ориентированы на зарубежных гостей. На то, что «о Беларуси», а не на то, что для белорусских потребителей. Мы очень хорошо развивались в этом направлении, это была наша ниша, профессионально в ней работали, без халтуры, с высокими требованиями к продукции. И сейчас остались ни с чем! А ведь для многих доход от ремесленничества – основной.

– Какая поддержка сейчас вам нужна от государства?

– У нас было бы больше шансов выстоять, если бы мы удержали эти точки, которые у нас были. Понятно, что можно больше продать на трех точках, чем на одной. Но, вот, – приходится закрываться!

Несмотря на 143-й указ, аренда не уменьшена. Указ вышел, когда мы уже два месяца сидели без доходов. Но в указе пометка – на усмотрение местных органов власти. К сожалению, они так до сих пор и смотрят.

…Сейчас мы в буквальном смысле «лежим», и выхода нет. Пока никакой поддержки мы не почувствовали, хотя я бомбила письмами инстанции с конца марта. Сотрудники с марта – на неполной рабочей неделе. В апреле они уже работали только один день в неделю. Потому что уже не было работы! Я тоже нахожусь на рабочем месте без сохранения заработной платы. Просто выполняю свой долг, чтобы дело не закрылось. Просто надеюсь на лучшее! Если бы мы остались хотя бы в прежнем режиме, то за лето приподнялись бы. Неужели невозможно снизить аренду? Я забросала письмами город: «Сделайте хоть что-нибудь, чтобы мы сохранились!». Ведь «Славутасць» – уникальное объединение творческих людей, которые сплотились, чтобы прославлять Беларусь, дать возможность иностранным гостям увозить домой частичку нашей страны. Неужели государство нас не поддержит?..

Источник иллюстраций: официальный сайт РСТО

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Петр КАЗАКЕВИЧ, заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси:

    – В Беларуси открываются новые сыродельные производства. Не будут ли они простаивать без сырья? Рынок в молочном сегменте нестабилен по спросу, кроме, пожалуй, цельномолочной продукции, по которой колебания есть, но незначительные. А вот по биржевому продукту колебания бывают нередко, и более значительные. Они ставят перед нашими переработчиками определенные вопросы. Есть периоды, когда большой спрос на те же сыры. И если у нас не будет в запасе мощностей, чтобы дополнительно произвести продукцию, то просто потеряем свою долю на этом рынке, нас кто-то опередит.

    ЦИФРА

    На 70% больше

    потребуется продуктов питания растущему населению нашей планеты уже через 30 лет, чем их производится на данный момент времени. Об этом рассказал во время прошедшей 22 октября с.г. в НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства международной научно-технической конференции генеральный директор Центра Дмитрий КОМЛАЧ.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Вилейке – центр притяжения

    В этом райцентре Минщины прошел круглый стол на тему «Эффективная занятость. Развиваем регион через развитие предпринимательства». Представители госорганов, бизнес-сообществ, в том числе – малого и среднего бизнеса Вилейщины, поделились своим видением налаживания эффективного диалога между властью и бизнесом и поиска путей взаимовыгодного развития предпринимательства.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)